Московский арбитражный суд отклонил ходатайство ЗАО "Монаб" которое имело принципиальное значение для исхода дела, касающегося итогов конкурса на реконструкцию гостиницы "Россия". Суд отказался истребовать документы, которые, по мнению "Монаба", доказывают участие "СТ Девелопмент" Шалвы Чигиринского в проекте еще до победы в конкурсе, пишет "Коммерсант".

Адвокаты "Монаба" просили суд истребовать у столичного правительства протокол совещания по реконструкции гостиницы "Россия", проведенного 8 июня 2004 года. Адвокаты заявили, что "СТ Девелопмент", предложивший на конкурсе наименьшую сумму инвестиций (830 млн долларов), участвовал в этом совещании и других организационных мероприятиях за полгода до конкурса. Это, по мнению истца, доказывает, что конкурс был притворным.

Суд счел, что запрашиваемые истцом документы, призванные подтвердить недействительность торгов, не относятся к делу. Суд согласился с аргументом адвоката комитета правительства Москвы, который заявил, что "Монаб" в своем иске ничего о притворной сделке не говорит и потому запрашиваемые доказательства к делу не относятся.

Кроме того, суд потребовал от "Монаба" обосновать, каким образом признание инвестконтракта недействительным защитит права самой компании. Обосновать же это, по мнению юристов, непросто. Специалисты отмечают, что действия суда можно рассматривать как попытку суда первой инстанции сузить смысл указаний президиума Высшего арбитражного суда, признавшего результаты торгов недействительными и передав дело в Московский арбитражный суд с указанием установить, не является ли договор, обязывающий "СТ Девелопмент" выселить арендаторов гостиницы, притворной сделкой, прикрывающей передачу компании "прав на спорный объект недвижимости, минуя установленный законом порядок".

Напомним, что в конкурсе на реконструкцию гостиницы "Россия", помимо "СТ Девелопмент" и ЗАО "Монаб", дочерней компании "Еврофинанс-Моснарбанка", участвовала австрийская строительная компания Strabag. Предпочтение было отдано компании "СТ Девелопмент", обещавшей вложить в проект 800 млн долларов, хотя "Монаб" и Strabag предлагали 1,45 млрд и 2 млрд долларов соответственно.

23 января текущего года Высший арбитражный суд признал результаты торгов недействительными и дело о применении последствий недействительности было передано в Арбитражный суд столицы. Между тем, 15 мая мэр Москвы Юрий Лужков разрешил продолжить снос "России", заявив, что городские власти не допустят "аффилирования при решении этой проблемы, когда появляется кто-то, кто проиграл этот конкурс. Строительство гостиницы мы не остановим, оно необходимо городу".

Напомним, что конкурс по выбору инвестора для сноса гостиницы "Россия" и осуществления застройки на ее месте прошел в декабре 2004 года. По распоряжению столичных властей его победителем стала компания предпринимателя Шалвы Чигиринского ООО "СТ Девелопмент". Согласно условиям заключенного между правительством Москвы и компанией инвестконтракта, 51% общей площади нового многофункционального комплекса, который построят на месте "России", будет передан в собственность девелопера.

Несогласные с результатами два других участников - австрийская Strabag и ЗАО "Монаб" - оспорили решение в судах. В ходе судебного разбирательства был выявлен ряд нарушений со стороны основного акционера гостиницы - московского правительства, которое по решению суда не учло интересы остальных собственников гостиницы и не провело конкурс на право заняться новым строительством на освобождаемом участке. Однако, как признают юристы, сейчас нет работающих правовых механизмов, которые могли бы воспрепятствовать работе инвестора.

Нежелание московских властей останавливать стройку, несмотря на решение суда, продиктовано финансовыми соображениями, так как новый инвестор уже вложил около 100 млн долларов в снос гостиницы. В случае если решение ВАС обжаловать не получится, московским властям придется проводить новый конкурс и возмещать убытки предыдущему инвестору. А так как итоги самого конкурса уже аннулированы судом, то нынешний застройщик не имеет никаких прав на ведение любых работ на спорной территории.

"Сейчас, когда гостиница уже фактически демонтирована, единственное, что может сделать инвестор, - взыскать убытки, причем не только расходы на снос, но и упущенную выгоду, репутационную составляющую", - объясняют юристы. Правда, с момента начала судебной тяжбы московский мэр неоднократно утверждал, что при смене застройщика убытки предыдущему девелоперу оплатит следующий инвестор. За счет чего городской бюджет не понесет никаких потерь.