Russian Look

Со Второй сцены Мариинского театра, известной также как Мариинка-2,
наконец сняли леса, и новое здание театра предстало перед петербуржцами во всем стеклянно-ониксовом великолепии. Как комментирует "Фонтанка.ru", архитектурный шедевр произвел настолько сильное впечатление, что на него с критикой обрушился даже директор Эрмитажа, до сих пор не обращавший внимания на стройку на Театральной площади, а группа активных петербуржцев собирает подписи под обращением к губернатору города с радикальной просьбой.

Первым в адрес освобожденной от лесов Мариинки-2 высказался в своем блоге актер Геннадий Смирнов, обогативший Сеть новым интернет-мемом, который, однако, нельзя процитировать на страницах СМИ. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский, выступая на телеканале "Санкт-Петербург", выбрал более тактичную формулировку - он назвал здание "архитектурной ошибкой" и присовокупил: "Это урок всем нам". Некоторые петербуржцы немедленно решили исправить ситуацию - в соцсетях уже создана группа по сбору подписей за снос свежепостроенного здания и восстановлении ряда исторических зданий на ее месте.

Основатель арт-проекта "Деградация" Станислав Меркулов тоже недоволен проектом, напомнив, как за 7 лет построили "сарай за 21 миллиард рублей". После принятия решения о строительстве был объявлен международный архитектурный конкурс. На нем в 2003 году победил проект известного французского архитектора Доминика Перро, "предусматривающий потрясающий золотой купол, проект, достойный любой мировой столицы, способный стать новым символом, привлекающим внимание и заставляющим восхищаться". Но в 2007 году от этого проекта было решено отказаться, а архитектурное бюро Перро в Петербурге расформировали. Новый генпроектировщик - ЗАО "НПО "Геореконструкция-Фундаментпроект" - в короткий срок снял все 286 замечаний, предъявленных к разработкам Перро, максимально упростив проект, "чтобы не выбиваться из городского ландшафта". Похоже, это прекрасно получилось:

Секретные фасады, или "Никто не представлял, каким он будет"

Здание, строившееся по новому проекту с 2009 года, почти не привлекало к себе внимания - о второй сцене вспоминали в двух аспектах: "сколько денег потрачено" и "пусть наконец достроят хоть что-нибудь". Никаких претензий к внешнему виду нового театра общественность не предъявляла даже тогда, когда его стены значительно превысили строительный забор, пишет "Фонтанка".

Внезапное прозрение петербуржцев, по мнению архитектурного критика Григория Ревзина, объясняется очень просто. "Все видели картину и оценивали картинку, а она была вполне безобидной, - считает он. - И мало кто представлял, как это будет выглядеть в реальности. И поэтому Авдеев (Александр Авдеев, министр культуры РФ в 2008 - 2012 годах. - Прим.ред.) искренне радовался тому, что у нас будет такой хороший театр... Никто же не представлял, каким он будет".

"Конечно, уже на этапе каркаса было понятно, что получается что-то совсем не то, - подтверждает слова Ревзина зампредседателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Кононов. - Но тогда еще можно было как-то исправить ситуацию. Однако на этапе отделки выявились самые неожиданные вещи - например, устрашающий полностью стеклянный фасад со стороны улицы Союза Печатников или устрашающий фасад, выходящий в Минский переулок".

"Вы заметьте, - возмущается Кононов, - Никогда, ни на одной картинке эти фасады не были представлены, проектировщики их просто не показывали. А я, например, и предположить не мог, что кто-то до такого ужаса додумается". Обращает он внимание и на то, что стеклянный мостик через Крюков канал не был предусмотрен ни в одном проектном решении - сооружение появилось тогда, когда художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев вспомнил, что необходимо сохранить какую-то связь между старым и новым зданиями для транспортировки декораций.

Кононов категорически не согласен с мыслью о том, что общественность слишком вяло протестовала против Мариинки-2. "С самого начала этому проекту уделяли очень большое внимание, и, может быть, именно поэтому удалось отбиться от здания Доменико Перро, - рассказывает он. - А что касается канадского проекта, при составлении конкурсного задания с самого начала было решено не ставить архитектуру приоритетом".

"Таковы были условия тендера, - пояснил "Фонтанке" Григорий Ревзин, принимавший участие в выборе проекта Мариинки-2. - Проект надо было выбирать исходя из требований 94 ФЗ, то есть определяющими были государственные требования - стоимость, сроки, сумма страховки - в случае срыва проекта. Плюс требовался вступительный взнос, что автоматически отсекало многих возможных участников".

Ревзин признает, что в условиях конкурса на разработку фасадов нового проекта здания скрывалось некоторое лукавство. "Но базовые характеристики проекта, разработанного Перро, сохранялись - зажатый проезд, странновато организованный вход сбоку, размеры, - добавляет он. - Еще на первом заседании стало ясно, что новый проект должен точно "сесть" на старый, потому что в строительство к тому времени уже было вложено 24 миллиона евро".

Впрочем, Мариинку-2 не только ругают. Например, заказчик Валерий Гергиев от нового здания в восторге - во время очередного визита журналистов на объект он с гордостью демонстрировал и современную сцену, и удобные гримерные, и зрительный зал. "Когда здание будет подсвечено изнутри и снаружи, - заявил он журналистам уже после разгоревшегося скандала, - то у него будет совсем другой вид! И каким он будет, этого никто не знает - ни вы, ни я!"