Третьяковская галерея на Крымском
НТВ
Третьяковская галерея на Крымском
 
 
 
Третьяковская галерея на Крымском
НТВ

Новое здание Третьяковской галереи, которое будет построено на Крымском валу, должно войти в историю архитектуры XXI века, сказала журналистам директор музея Ирина Лебедева.

"Мы хотим не просто новое, удобное и функциональное здание, мы хотим, чтобы оно стало событием в деле музейной архитектуры и строительства", - сказала она. Кто будет проектировать новый музей - зарубежный или же отечественный архитектор, Лебедева считает непринципиальным, пишет РИА "Новости".

"Хотелось бы, чтобы это был суперпрофессионал с новыми интересными идеями, благодаря чему наше здание вошло бы в историю архитектуры XXI века", - поделилась директор музея.

Согласно распоряжению правительства РФ 1796-р, Третьяковская галерея на Крымском валу получит новое здание, после чего музей освободит занимаемые им площади в Центральном доме художника (ЦДХ). При этом, после того как новое здание для музея будет построено и введено в эксплуатацию, оно в двухмесячный срок должно быть передано в федеральную собственность, после чего 38,826 тысячи квадратных метров (приблизительно 60% общей площади), которые занимает сейчас в ЦДХ Третьяковская галерея, перейдут в собственность Москвы.

По информации, которая в августе была размещена на сайте столичного стройкомплекса со ссылкой на слова первого заместителя мэра правительства Москвы Владимира Ресина, "после пуска и открытия нового здания ЦДХ будет разобран, а на его месте построено новое".

В настоящее время ничего нельзя сказать ни о сроках строительства нового музейного здания, ни о том, кто его будет финансировать. Директор Третьяковской галереи предполагает, что это по-прежнему будет инвестпроект, поскольку никто первоначальную концепцию не изменял.

Проект реализуется в рамках комплексного освоения правительством Москвы территории вблизи Крымского вала. Застройка территории на Крымском валу неоднократно становилась поводом для широких дискуссий.

Напомним, информация о возможном сносе Центрального дома художников (построен в 1962-64 гг. по проекту Николая Сукояня и Юрия Шевердяева) появилась в прессе после того, как компания "Интеко" представила в 2008 году на выставке в Каннах проект комплекса "Апельсин", который разработал известный британский архитектор сэр Норман Фостер. Представители российских СМИ, освещавших выставку, а вместе с ними - руководство Третьяковской галереи и Международной конфедерации союзов художников с удивлением обнаружили, что "Апельсин" должен стоять на месте ЦДХ.

Тогда дирекция музея выступила с критикой проекта Фостера, согласно которому в здании должны были располагаться не только выставочные залы, но еще и торговые помещения, офисы и жилые апартаменты.

Протест вызвало и желание московских властей избавиться от здания ЦДХ, крупнейшей выставочной площадки в центре города. Был создан Общественный совет по культурным центрам, который возглавил директор ЦДХ Василий Бычков. Вошло в него несколько десятков видных деятелей культуры, выступающих против сноса здания на Крымском валу, которое попытались даже, невзирая на довольно унылый внешний вид, объявить памятником архитектуры.

Однако процесс освоения территории шел своим чередом, и в августе 2008 года представители Третьяковки и конфедерации художников разработали для строителей технические задания, предполагавшие, что на Крымском валу должно появиться два новых отдельно стоящих музейных здания. При этом обе организации выдвигали одно условие: здание ЦДХ может быть освобождено только после того, как новые помещения будут полностью готовы.

Вторая волна дискуссии поднялась после проведения общественных слушаний, в ходе которых был обнародован проект застройки, вызвавший бурный протест жителей окружающих домов и других жителей Москвы. Не понравился план и Третьяковской галерее, внезапно обнаружившей себя в непосредственной близости к Садовому кольцу.

Доработанный проект, впрочем, так и не был представлен. Разговоры о возможном сносе ЦДХ затихли сами собой, тем более что разразился кризис, и еще в июле 2009 года директор Третьяковки не была уверена, что проект вообще может быть осуществлен.