wikipedia.org

По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецева, сегодня одна из главных проблем российской столицы заключается в том, что на месте старой застройки появлялись "новые архитектурные уроды". Об этом он заявил в интервью "Новой газете".

"Далеко не все снесенные здания были шедеврами. Есть действительно утраченные жемчужины - "Военторг", гостиница "Москва"... Но вопрос, что мы получаем взамен, для меня намного важнее, чем вопрос, что мы теряем", - подчеркнул Кузнецов.

- Европейских архитекторов хотят наказывать за "криминально" уродливые здания

- Хрущевки в спальных районах Москвы заменят высотки-"кукурузы"

Между тем, по его оценке, хотя в наследии эпохи Лужкова есть "провальные вещи, но их не очень много". "Основной процент раздражения от потери исторического наследия сложился, на мой взгляд, из-за уродливости новых зданий, появившихся на месте снесенных кварталов. Люди, пугаясь архитектурных монстров, начинают искать спасение в борьбе за старое. А когда появляется хорошее новое здание, никто не вспоминает, на каком месте оно возникло", - считает главный архитектор, приводя в пример Исаакиевский собор в Петербурге, который перестраивался четыре раза, но каждый раз становился лучше.

Если бы на месте гостиницы "Москва" построили современный шедевр, люди со временем забыли бы даже такое знаковое сооружение, как сталинская "Москва", считает Кузнецов: "А сейчас они видят перед собой плохую подделку и сожалеют о потерянном оригинале".

По его прогнозам, какое-то время в Москве будут продолжать плохо строить: "Пока у нас очень мало квалифицированных архитекторов и строителей. Если мы добьемся, что их будет больше, что мы будем массово строить хорошо, буду считать это своим величайшим завоеванием".

Для того чтобы в городе появились здания мирового уровня и интересная архитектура нового тысячелетия, по мнению Кузнецова, нужно активно привлекать сильных архитекторов - и русских, и зарубежных, через конкурсы или по прямому заказу.

"Чтобы подтянуть свою школу, неплохо поучиться у мировых звезд. Не просто стилистике, а технологиям. Мы технологий, к сожалению, не знаем - как устроен дом, какие материалы там можно применить, как дом дышит, как инженерные системы должны быть увязаны с внешним видом. Все это давно является азбукой на Западе, но у нас это знают плохо. Кто из русских архитекторов сейчас работает на Западе? Почти никто. А это показательно. Это значит, что нет мирового спроса на наш продукт, что он только для внутреннего потребления", - констатирует эксперт. При этом он считает, что сотрудничество с мировыми архитектурными звездами имеет смысл лишь в том случае, чтобы в следующий раз сделать все самим, вырастив поколение архитекторов, конкурентоспособных не только в России, но и за рубежом.