Moscow-Live.ru

В конце минувшей недели сторонники и противники строительства новых храмов в спальных районах Москвы попытались найти точки соприкосновения. Переговоры прошли в недружественной обстановке, выступления докладчиков прерывались выкриками с мест, а некоторые участники в знак протеста ушли, рассказывают "Новые известия". Однако по итогам все-таки удалось создать рабочую группу с участием всех сторон.

Слушания по программе строительства православных храмов в спальных районах Москвы проходили в здании Общественной палаты РФ. Уже за 15 минут до начала мероприятия в зале невозможно было найти свободного места. Многие пришли заранее и еще до начала слушаний были на взводе. Атмосфера в зале накалялась с каждой секундой. Почти сразу стало ясно, что на слушания пришли далеко не все, кого приглашали. Так, не оказалось представителей Москомархитектуры, которая и разработала программу "200 храмов". Зато в избытке присутствовали недовольные жители Москвы, муниципальные депутаты, священнослужители, эксперты.

Вначале слово взяли представители района Новогиреево. "Я не возражаю против строительства храмов, но почему оно проходит в парках, лесных массивах и на особо охраняемых природных объектах?" - так начала выступление Алина Енгалычева, руководитель новогиреевского филиала Комитета защиты прав граждан. Енгалычева заявила, что из 200 храмов, которые планируется построить в Москве, только 17 возводятся на подходящих для этого участках, а остальные - в зеленых зонах Москвы, что сопровождается вырубкой деревьев. Большая часть аудитории дружно захлопала.

Следующим слово предоставили председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволоду Чаплину. "Безусловно, храмы нужны людям так же, как школы и детские сады", - начал он и был перебит криками собравшихся. "Они нужны верующим!", "Мне не нужны!", "Ерунда!" - доносилось из зрительного зала. "Все помнят ту вопиющую несправедливость, когда во времена СССР храмы не строились, а уничтожались", - попытался продолжить Чаплин, но толпа недовольных опять перебила его криками. "Господа, да вы хамы!" - резюмировал Чаплин, завершая свое выступление.

Затем настала очередь члена Общественного совета района Новогиреево по взаимодействию между органами исполнительной и законодательно власти Бориса Севрюкова. "У нас получается как в старом советском анекдоте: людям действительно нужны храмы, и мы даже знаем этих людей", - произнес Севрюков и добавил, что "мы прожили 70 лет вне религиозной парадигмы и за это время мировоззрение большинства изменилось кардинально". Севрюков напомнил, что, по статистике, не более 5% населения России регулярно ходит в храмы, а значит, строить в каждом районе по храму нет необходимости.

После этих слов зал опять взорвался. На этот раз кричали сторонники строительства храмов. "Это провокация. Все, кто за храмы, встаем и уходим", - призвал координатор общественного движения "Сорок сороков" Андрей Кормухин. После этих слов несколько десятков человек направилось к выходу. Вслед за ними зал покинул Всеволод Чаплин, демонстративно игнорируя вопросы лидера партии "Яблоко" Сергея Митрохина, которые тот задавал ему вслед.

Рабочая группа из двух противоборствующих групп

"А знаете ли вы, что так называемое протестное движение против строительства храмов - это те 10-20 человек, которые сейчас сидят в этом зале?" - заявила оставшаяся в зале руководитель пресс-службы Фонда поддержки строительства храмов Анастасия Горшкова. По ее словам, чтобы собрать подписи в поддержку строительства храма, обычно требуется не больше двух-трех дней: "Люди хотят видеть больше храмов".

"Я был на многих митингах и заметил, что именно группа поддержки строительства храмов состоит из одних и тех же лиц, - начал спорить с Горшковой депутат Госдумы Владимир Родин (фракция КПРФ). - Я даже вижу в зале их руководителя, вот он, прячет глаза!" - сказал он, показывая на одного из молодых людей. Родин отметил, что общественные слушания по поводу строительства храмов часто проходят только на бумаге, и местные жители узнают о строительстве уже после его начала.

Когда ведущий объявил о завершении слушаний, участники еще долго не хотели расходиться, требуя, чтобы в результате дискуссии вынесли какое-то решение. В итоге постановили создать рабочую группу при Общественной палате, куда войдут представители власти, юристы, жители Москвы и представители РПЦ.