Global Look Press

В боснийском Вишеграде активисты из числа жертв югославской войны пытаются добиться закрытия и придания статуса мемориала гостинице, в которой сербские военные под командованием Милана Лукича изнасиловали и пытали около 200 женщин. Местные власти игнорируют вердикт Гаагского трибунала и утверждают, что ничего не слышали о зверствах, а отель продолжает размещать постояльцев на тех же кроватях, на которых насиловали женщин.

Как отмечает The Guardian, на сайте TripAdvisor у отеля Vilina Vlas spa довольно неоднозначные отзывы, однако всего в паре из них упоминается о том, что отель был местом массовых изнасилований. Остальные представляют собой смесь жалоб на грязные комнаты и восторгов в адрес горячих источников и живописного леса неподалеку.

Вероятно, матрасы уже не раз сменили, но кровати, на которых отдыхают туристы, - те же самые, на которых насиловали десятки женщин, и бассейн - тот самый, в котором убивали самых несговорчивых в 1992 году, пишет газета, ссылаясь на слова Бакиры Хасевич, уроженки Вишеграда, которая основала и возглавляет Ассоциацию женщин - жертв войны.

В 1992 году отель был штаб-квартирой Милана Лукича, лидера сербской военизированной группировки "Белые орлы", которая за несколько месяцев практически уничтожила местное мусульманское население. Около десятка лет Лукич скрывался, в частности в Латинской Америке, однако в конце концов был схвачен и признан военным преступником Международным уголовным трибуналом по бывшей Югославии в Гааге. Он приговорен к пожизненному заключению за убийства, насилие и другие преступления против человечности.

А его бывшая база в Vilina Vlas вновь начала принимать постояльцев. В отеле, как утверждается, не только отказались устанавливать мемориальный знак, но и даже менять мебель.

Мэр Вишеграда Младен Джуревич отрицает, что когда-либо слышал об изнасилованиях, пытках и убийствах в отеле, несмотря на то что выжившие давали показания в Гааге, а трибунал признал факт совершения преступлений. А администрация отеля утверждает, что не только не собирается закрывать бизнес, но и планирует реконструкцию и расширение.

"Целые поколения были воспитаны с этим отрицанием - это систематическое отрицание неоспоримого. Это стало еще одним способом ведения войны", - констатирует Нерма Елачич, заместитель главы Комиссии по международному правосудию и подотчетности, семья которой также происходит из Вишеграда.

В 1991 году в городе проживало около 23 тысяч человек, две трети из которых были мусульманами. Последняя перепись населения 2013 года показала, что население сократилось почти наполовину и только 10% жителей - мусульмане.